Центр дополнительного образования
Москва, ул. Новаторов, д. 34, корп. 2
тел.: (495) 936-31-04
Стоит заглянуть
  • Новости образовательных учреждений ЮЗАО

Наши горные вершины

Из материалов к статье в "Учительскую газету"

Алфутова Н.Б.,
кандидат физ-мат наук,
директор Центра дополнительного образования
"Дистантное обучение"

Впереди лето, и все задумываются об отдыхе у моря или у реки. Для детей - это время безоблачного "валяния дурака" без учебников, школьной доски и строгих учителей. Но для многих учащихся это не только время безделья, но и время самосовершенствования и "поисков себя".

Традиционно летом проходят выездные школы по различным предметам, и спрос на них очень велик. В ЛМШ в Вятке конкурсный отбор растет год от года. Костромская летняя многопредметная школа собирает каждый год около 200 мальчишек и девчонок из глубинок России. Значит, дети хотят не просто нагуляться за лето, но и еще чему-нибудь научиться.

Раньше мне неоднократно доводилось работать в летних школах, проводимых школой-интернатом №18 (ныне школа им. А. Н. Колмогорова Специализированного учебно-научного центра МГУ им. М. В. Ломоносова). Самой памятной для меня стала летняя школа, проводившаяся в 1978 году академиком А. Н. Колмогоровым - тогда я была еще студенткой механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Но рассказать мне хочется о весенней выездной школе, проведенной нашим Центром дополнительного образования "Дистантное обучение" в этом году в чудесных местах Приэльбрусья.

Сначала - кто мы такие, зачем нам эти выездные школы, и чем, собственно, они отличаются от других - очень известных и уважаемых.

Одна из главных целей нашего Центра - используя сеть Интернет дать возможность детям, находящимся вдали от научных центров, познакомиться с дополнительными главами из математики, экономики и других школьных предметов. Но компьютер не сможет заменить живое слово учителя, а может лишь помочь преодолеть расстояние, и поэтому выездные школы нам нужны для личного контакта с учениками, а также для непрерывного процесса обучения.

Первая выездная школа в Приэльбрусье проводилась для детей очного обучения, которые приходят к нам 2 - 3 раза в неделю на уроки математики, экономики, информационных технологий. Мы не ставили себе целью за 6 дней углубить их знания в каком-либо предмете, а сделали упор на то, что наука - это часть культуры, и потому в программу школы включили не только математику и экономику, но и древнюю историю. Лекции по истории Древнего Рима читала доцент МГУ, автор книги "Сципион Африканский" (серия ЖЗЛ) Бобровникова Т. А.

Обучение и знакомство началось прямо в поезде. Шутка ли - ехать 38 часов?! Но никому не было скучно. Здесь звучали песни под гитару, проводились увлекательные экономические конкурсы, был сделан экскурс в аксиоматику геометрии и рассказана история пятого постулата Евклида.

Природа Приэльбрусья встретила нас солнцем, которое съедало остатки утреннего тумана. И через час от него остался лишь серебристый иней на соснах.

Каждый день начинался с веселой зарядки. Затем 4 часа ребята активно занимались математикой, экономикой и слушали лекции о Риме и Карфагене. А после обеда они играли в футбол, волейбол, знакомились с природой Приэльбрусья: прогулка по ущелью Адылсу, подъем на канатной дороге до станций "Старый кругозор" и "Мир" на высоту 3 500 метров над уровнем моря. Но самым ярким для детей стало катание на горных лыжах. Эти восторженные крики детей "У меня получилось!" до сих пор звенят в моих ушах как маленькие колокольчики.

Вечерами на математических и экономических викторинах страсти разгорались нешуточные, в них оказывались вовлеченными даже взрослые! Мы все родом из детства, из ФМШ №18, где до сих пор живут традиции Андрея Николаевича Колмогорова о гармоничном развитии личности. И поэтому наш "экономист" Иван Куликов читал свои стихи, а преподаватель информационных технологий Игорь Коровин пел песни под гитару. А на ночь - красивая сказка, чтобы утром проснуться с ощущением того, что живешь в волшебном мире. Величественная природа и горный воздух лишь обостряли детское восприятие.

Это "восхождение" к "вершинам" знаний мы совершили при помощи Центра социальной помощи "Доброе сердце" и его Президента - депутата Мосгордумы М. М. Вышегородцева. Благодаря его содействию 15 мальчишек и девчонок прикоснулись к миру прекрасного и удивительного.

И мы еще раз утвердились в мысли, "что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства: Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь".

Мы все очень подружились за это время. И сейчас дети бегут к нам на занятия, как в родной дом. Чудесное и очень нетривиальное поколение! И каким оно будет - зависит только от нас, взрослых...

Этим летом наш Центр проводит выездную школу по математике, экономике и английскому языку в пригороде Санкт-Петербурга, и мы постараемся, чтобы эта поездка запомнилась нашим детям как прекрасное общение, обогащение новыми знаниями и вошла в копилку их воспоминаний как яркая звезда холодного неба Северной Пальмиры.

Если гор нет в Москве,
значит, мы едем в горы

Из материалов к статье в газету "100 друзей"
(приложение к "Учительской газете")

Куликов Иван
Преподаватель экономики

Во время весенних каникул, когда в Москве царит сырость и грязь, а вместе с ними томительное ожидание теплых солнечных дней, нужно обязательно что-нибудь предпринять: придумать себе приключение или отправиться в путешествие.

- Предлагаю двигаться в южном направлении, - с воодушевлением воскликнула Катя.

- Ну и поезжай в Африку, а если хочешь, еще южнее - на Южный полюс, - пробурчал Димка. - Надо вверх подниматься, ведь чем ближе к солнцу, тем теплее...

Кто сказал, что мы живем в мире прагматиков, и не осталось больше сумасшедших энтузиастов? Решено: мы едем в горы...

Но необходимо совмещать приятное с полезным, поэтому мы поехали в горы не только отдыхать, но и учиться. Доверчивые дети, еще не успевшие выйти из учебного штопора, с радостью отправились с нами в выездной весенний лагерь в Приэльбрусье, где им предстояло помимо достопримечательностей Кавказа изучать математику, экономику и историю. "Доброе сердце" (Центр социальной помощи), голова (преподаватели Центра дополнительного образования ЮЗАО), молодые руки и ноги школьников, объединив свои старания, решились организовать это беспрецедентное событие, для того чтобы и дети, и родители хорошо, "по-весеннему", проснулись после зимней спячки и получили от природы заряд бодрости для последнего рывка перед летом.

И вот, взяв с собой свой утроенный вес самых необходимых вещей, "отважные муравьишки" отправились встречать весну, которая как нельзя кстати лавиной солнца, веселья и просто хорошего настроения обрушилась на большой муравейник Кавказа, сметая на пути все остаточные явления зимних депрессий. Приютившая нас база "Юность", казалось, тоже проснулась, да и как же иначе: разыгравшийся от приключений на 100% свежем воздухе (это вам не Москва) аппетит сделал ее столовую самым популярным и шумным местом. Ребята, уже в первый день адаптировавшись к разреженному воздуху, обыграли местных в футбол, а вожатых - в волейбол, а затем разлеглись под солнышком в зарослях ароматного можжевельника на склоне одной из гор, окружающих со всех сторон Баксанское ущелье. А девчонки устроили ознакомительную прогулку, взяв с собой связку фотоаппаратов.

Но так как времени оставалось мало, то наша команда из 20 человек предпринимала все попытки к тому, чтобы в сутках было больше 24 часов, и, я не скрою, нам это удавалось. Ранний подъем, интенсивная зарядка, плотный завтрак, занятия вперемежку с играми (а точнее, наоборот), поездки, экскурсии, походы: У детей еще хватало сил на дискотеку.

Но, конечно, самым ярким впечатлением от поездки у меня, да и у всех, осталось катание на горных лыжах. Подняться по канатной дороге на фуникулере (станции "Азау", "Старый кругозор", "Мир"), увидеть под собой съезжающих лыжников и сноубордистов, а затем съехать самому. Просто шквал эмоций! Уставшие, довольные собой, дети шумной толпой заваливались пить чай с хичинами, они наперебой рассказывали друг другу и нам о своих горнолыжных успехах, - они раскрывались. Вообще, в этой компании нельзя даже на секунду быть "букой". Все мы - и дети, и взрослые - очень подружились за это время. Мы многому научились, ведь "полный контакт" - не то же самое, что обыкновенный школьный урок, хотя наши уроки обыкновенными и не были никогда; это и привлекает к нам учеников, ведь они приходят в Центр после школы, а в экстремальные условия Приэльбрусья мы, вообще, взяли с собой самое интересное.

Мы были там всего неделю. Мне показалось - месяц, - столько событий происходило за день. Но не зря Лев Толстой говорил, что "лучший отдых - это смена занятий", - нужно действовать!

Мы отдохнули и привезли в Москву не только весеннее настроение и воспоминания о поездке, мы привезли в Москву хорошую погоду. Но самое интересное, что почти всех снова тянет в горы, видимо, правда, что лучше гор могут быть только они сами: Скоро лето, а это значит, что нужно будет обязательно что-нибудь предпринять...

 

Rambler's Top100